По масштабам суррогатного материнства Россия за последние пятнадцать лет вышла на мировой уровень и встала в один ряд, например, с США. Однако, несмотря на шум вокруг такого способа рождения детей и большой общественный интерес, бесплодные пары выбирают этот путь очень редко, в основном по причине слишком высокой цены. Как правило общественный интерес к этой теме проявляется в случаях, когда к услугам суррогатных матерей прибегают звезды шоу бизнеса.
Но далеко не все дети, рожденные суррогатными матерями остаются в стране, потому что услугами российских суррогатных матерей часто пользуются иностранцы. Ведь законодательно такие процедуры запрещены в Австрии, Германии, Норвегии, Швеции, Франции и даже в некоторых американских штатах.
В итоге при общей рождаемости в России на уровне почти 2 млн. человек, полтысячи рожденных «суррогатным» способом выглядят каплей в море.
Причины невысокой популярности суррогатного материнства в развитых странах одинаковы: дороговизна, противоречивые законы и неоднозначное восприятие в обществе.
От 1,5 до 3,5 млн рублей
Бесплодных пар в России, по официальным оценкам, примерно 20%. Подсчитать точное число людей трудно, но некоторые эксперты, основываясь на сложных и довольно относительных вычислениях, говорят о пяти миллионах человек.
На экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) решаются около 0,5% из них, говорит представитель одного из крупнейших в стране агентств по вспомогательным репродуктивным технологиям Вадим Бахтов. Соответственно, на суррогатное материнство — еще меньше, и главное препятствие здесь — высокая стоимость.
«Если прикинуть по минимуму, то 500-600 тысяч рублей суррогатная мама получит по рождении суррогатного ребенка. Плюс от 15 до 30 тысяч рублей в месяц она получает на питание. Плюс расходы на медикаменты и наблюдение в клинике, которое может стоить до 700 тыс. рублей. Плюс ЭКО – а сколько нам потребуется процедур ЭКО? Только Бог знает. Наконец, непосредственно роды, стоимость которых может доходить до 700 тыс. рублей», — перечисляет он.
Адвокат из Екатеринбурга Роман Бикбулатов, занимающийся юридическим сопровождением процедуры, прибавляет к этому расходы на правовую помощь – на Урале и в Сибири 40-60 тыс. рублей, а в Москве еще больше.
«Есть разные варианты суррогатного материнства, но максимальная сумма – порядка 3,5 млн рублей. Сюда входит всё: медицина и юридическое сопровождение. Но средняя цена по России – до 1,5 млн рублей», — резюмирует он.
Попытка номер пять
Этими тратами не исчерпываются все издержки, с которыми предстоит столкнуться родителям, решившимся на суррогатное материнство.
Москвичка Елена Милованова рассказывает, что они с мужем два года пытались родить ребенка по программе суррогатного материнства. За это время сменили пять суррогатных мам – и только последняя смогла родить.
«В первой клинике, куда я обратилась, меня, по сути, нагрели», — говорит она.
«Я искала суррогатную мать сама, в интернете. В клинике же нам проводили процедуру так называемого «переноса» — когда биологический материал женщины и мужчины подсаживают суррогатной матери. У нас было три неудачных «переноса», каждый из которых стоил по 50 тыс. рублей. Если суммировать траты на анализы, обследования, наблюдение, то всего в этой клинике я потратила 1,5 млн рублей», — рассказывает Елена.
Проблема в том, что клиники не несут ответственности за неудачную процедуру ЭКО, считает она. Им выгодно, чтобы клиенты оставляли как можно больше денег.
C четвертой суррогатной матерью были проблемы уже другого свойства: в какой-то момент после «переноса» она, по словам Елены, перестала принимать препараты, и беременность прекратилась.
Правовые тернии
Тем не менее с каждым годом число желающих воспользоваться программой суррогатного материнства в стране растет, констатирует адвокат Роман Бикбулатов.
«Только с начала этого года я сопровождал юридически рождение более 40 детей. Мои клиенты шутят, что их дети похожи на меня: такие же лысенькие», — смеется он.
Единственное, что доставляет ему немало хлопот, — это противоречивость законодательства, регулирующего эту сферу.
«Например, это касается выдачи больничных листов. Усыновившим детей дают больничный лист на 70 дней, а биологическим родителям, рожающим по суррогатной программе, не дают больничный, хотя ребенок новорожденный, и за ним нужен уход», — сетует адвокат.
Череду законодательных неурядиц продолжает описывать собеседница Би-би-си Елена Милованова.
Во-первых, в России нет закона о суррогатном материнстве, и биологические родители фактически бесправны: «Если суррогатная мама не захочет отдать вам малыша, то ничего вы с ней не сделаете. Не поможет никакой контракт».
Во-вторых, нигде четко не прописано, какой набор документов необходим таким родителям для подтверждения факта отцовства и материнства – разные ЗАГСы могут предъявлять разные требования.
«Самый главный документ здесь – согласие суррогатной мамы, заверенный главврачом, юристом и акушером-гинекологом. Именно согласие, а не отказ, потому что если отказ, то ребенка передадут в дом малютки, и его придется уже усыновлять», — говорит она.
«Я очень хочу второго ребенка, очень. Но как подумаю, что придется всё заново поднимать, становится страшно», — добавляет Елена.
1 комментарий
Илона / 23.10.2017
Где столько денег взять??!
Александр / 27.10.2017
Да, для многих это и есть препятствие №1
Ира / 27.10.2017
Надо доносить как-то до депутатов, сами они в эту тему редко окунаются. А как ни крути, других реальных методов борьбы с бесплодием мало.
Светлана / 28.10.2017
Государство обязано оказывать материальную помощь
Дарья / 28.10.2017
Если бы существовала серьезная гос. программа, по которой часть расходов брало бы на себя государство, то это бы подстегнуло многих, но не факт что сейчас стоит ожидать подобный закон, хотя будем надеяться.
Анюта / 29.10.2017
Как и во всем остальном всё упирается в финансы и в законодательство. Кто может себе позволить — пробует, кто нет — ждет позитивных сдвигов.
кэт / 29.10.2017
Ваш оптимизм заряжает, но когда даже пенсии урезать пытаются, ждать подобных законов пока можно только в мечтах.